Аспирант (лат.) – стремящийся к чему-либо

Специальность 13.00.02

Шифр специальности:

13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Формула специальности:

Содержанием специальности 13.00.02 – «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» является разработка теоретико-методологических основ теории, методики и технологии предметного образования (обучения, воспитания, развития) в разных образовательных областях, на всех уровнях системы образования в контексте отечественной и зарубежной образовательной практики.

Области исследований и разработок отражают основные структурные компоненты научной отрасли «Теория и методика предметного образования», определяют перспективы ее развития, ориентированы на разрешение актуальных проблем развития образования.

Области знания: математика, физика, химия, литература, биология, социология, политология, русский язык, родной язык, русский язык как иностранный, иностранные языки, информатика, изобразительное искусство, история, обществознание, информатизация образования, культурология, экология, география, музыка, гуманитарные и общественные науки (уровень начального образования), естественно-математические науки (уровень начального образования), менеджмент.

Уровни: общего и профессионального образования.

Области исследований:

1. Методология предметного образования:

- история становления и развития теории и методики обучения и воспитания по областям знаний и уровням образования;

- вопросы взаимодействия теории, методики и практики обучения и воспитания с отраслями науки, культуры, производства;

- тенденции развития различных методологических подходов к построению предметного образования;

- проблемы разработки теории предметного обучения и воспитания, в том числе на междисциплинарном уровне;

- возможности и ограничения применения общенаучных методов познания в методических системах предметного обучения;

- специфика познания при усвоении содержания образовательных областей, дисциплин, предметов, курсов;

- общие закономерности образовательного процесса в условиях реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий;

- прогнозирование развития методических систем по различным образовательным областям, дисциплинам, предметам, курсам. Анализ инновационной и опытно-экспериментальной педагогической деятельности как источник развития методологии, теории и методики обучения и воспитания по областям знаний и уровням образования;

- анализ зарубежного опыта предметного образования и разработка путей его использования в отечественном опыте обучения.

2. Цели и ценности предметного образования:

- разработка целей предметного образования в соответствии с изменениями современной социокультурной и экономической ситуации в развитии [информационного общества, массовой глобальной коммуникации] общества;

- развивающие и воспитательные возможности учебных дисциплин, в том числе при использовании информационных технологий;

- проблемы формирования положительной мотивации учения, мировоззрения, научной картины мира, соотношений научной и религиозной картин мира у субъектов образовательного процесса;

- профориентационные возможности различных образовательных областей в общеобразовательной школе;

- аксиологическое обоснование учебных предметов в структуре образования в разных областях и на разных уровнях образования.

3. Технологии обеспечения и оценки качества предметного образования:

- проблемы мониторинга оценки качества обучения и воспитания по разным предметам и на разных уровнях образования;

- теоретические основы созданиями использования новых педагогических технологий и методических систем обучения, реализованных на базе информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих развитие учащихся на разных ступенях образования;

- теоретическое обобщение передового опыта обучения и воспитания;

- сравнительные исследования теории и методики предметного образования в различных педагогических системах;

- оценка профессиональной компетентности учителя-предметника;

- различные подходы к разработке постдипломного образования учителя-предметника;

- разработка содержания предметного образования;

- теория и практика разработки государственных образовательных стандартов различных уровней и областей предметного образования;

- разработка методических концепций содержания и процесса освоения образовательных областей;

- взаимосвязь, преемственность и интеграция учебных предметов и дисциплин в структуре общего и профессионального образования;

- проблемы моделирования структур и содержания учебных курсов;

- теория, методика и практика разработки учебных программ разных типов и уровней;

- теория, методика и практика информатизации образования;

- разработка учебных программ по предметам для образовательных учреждений разного вида и уровня образования;

- анализ эффективности реализации учебных программ различного уровня и содержания;

- технология создания учебных программ в системе основного и дополнительного образования;

- методическая эволюция учебных программ;

- методы, средства, формы и технологии предметного обучения, воспитания и самообразования;

- история становления, анализ эффективности, классификация, оптимизация, разработка, практическое внедрение методов и технологий предметного обучения, воспитания и самообразования;

- проблемы разработки новых методических систем обучения и воспитания в соответствии со стратегическими направлениями информатизации и модернизации отечественного образования;

- теория и методика использования технических средств обучения в различных областях знания и на разных уровнях образования;

- проблемы теории и практики создания учебно-методических комплексов;

- разработка методических требований к новому поколению учебной литературы по предмету;

- проектирование предметной среды образовательных учреждений разного типа и уровня образования;

- теория и методика разработки электронных образовательных ресурсов систем предметного образования и экспертиза их педагогико- эргономического качества;

- теория, методология и практика создания и использования обучающих, диагностирующих систем и методик, в том числе электронных средств образовательного назначения;

- теория и практика разработки информационной среды управления образовательным процессом на базе информационных и коммуникационных технологий;

- теоретико-методологические основы разработки и применения научно- методического обеспечения систем педагогического образования, реализующих возможности информационных и коммуникационных технологий;

- проблемы конструирования содержания, методов и организационных форм предметного обучения и воспитания в современных условиях информационного общества и глобальных коммуникаций;

- анализ положительных и отрицательных последствий (в образовательном аспекте) использования информационных и коммуникационных технологий в предметном обучении на разных уровнях образования;

- разработка средств и систем автоматизации процессов обработки результатов учебного исследовательского эксперимента.

4. Теория и методика внеурочной, внеклассной, внешкольной учебной и воспитательной работы по предметам:

- теория и практика руководства самодеятельным творчеством;

- теория и методика дополнительного образования по предмету;

- методика организации предметных олимпиад, конкурсов, общественных инициатив;

- разработка вариативных форм взаимодействия общего и дополнительного образования по предмету;

- подготовка учителя-предметника к работе в системе дополнительного образования;

- подготовка педагогических кадров в области информатизации образования.

Отрасль наук:

педагогические науки

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

У вас есть мнение? Оставьте свой отзыв:

Имя *
Почта *
сайт