ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ Просвещение, интеллектуальное и
духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно
явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала
Нового времени, заложивших основы просветительского
мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к
единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после
выхода статьи И.Канта Ответ на вопрос: что такое Просвещение?
(1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение»
(англ. Enlightenment; фр. Les Lumières; нем. Aufklärung; ит. Illuminismo),
восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом
так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение
самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение
человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители
вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума
На протяжении всего развития Просвещения в центре
рассуждений его идеологов находилось понятие «разум». Разум, в представлении
просветителей, дает человеку понимание как
общественного устройства, так и самого себя. И то и другое можно изменить к
лучшему, можно усовершенствовать. Таким образом
обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из
тьмы неведения в царство разума. Наивысшей и самой продуктивной формой
деятельности разума считалось научное познание. Именно в эту эпоху морские
путешествия приобретают систематический и научный характер. Географические
открытия в Тихом океане (о-ва Пасхи, Таити и Гавайи, восточное побережье
Австралии) Я.Роггевена (1659–1729), Д.Кука (1728–1779), Л.А.Бугенвиля
(1729–1811), Ж.Ф.Лаперуза (1741–1788) положили начало планомерному изучению и
практическому освоению этого региона, что стимулировало развитие естественных
наук. Большой вклад в ботанику внес К.Линней (1707–1778). В работе Виды
растений (1737) он описал тысячи видов флоры и фауны и дал им двойные
латинские наименования. Ж.Л.Бюффон (1707–1788) ввел в научный оборот термин
«биология», обозначив им «науку о жизни». Ш.Ламарк (1744–1829) выдвинул первую
теорию эволюции. В математике И.Ньютон (1642–1727) и Г.В.Лейбниц (1646–1716)
почти одновременно открыли дифференциальное и интегральное исчисления. Развитию
математического анализа способствовали Л.Лагранж (1736–1813) и Л.Эйлер
(1707–1783). Основатель современной химии А.Л.Лавуазье (1743–1794) составил первый
перечень химических элементов. Характерной особенностью научной мысли
Просвещения было то, что она ориентировалась на практическое использование
достижений науки в интересах промышленного и общественного развития.
Задача просвещения народа, которую ставили
перед собой просветители, требовала внимательного отношения к вопросам
воспитания и образования. Отсюда – сильное дидактическое начало, проявляющееся
не только в научных трактатах, но и в литературе. Как истинный прагматик,
придававший большое значение тем дисциплинам, которые были необходимы для
развития промышленности и торговли, выступил Д.Локк в трактате
Мысли о воспитании (1693). Романом воспитания можно назвать Жизнь и
удивительные приключения Робинзона Крузо (1719) Д.Дефо (1660–1731). В нем
была представлена модель поведения разумного индивидуума и с дидактических
позиций показано значение знаний и труда в жизни отдельной личности. Дидактичны
и произведения основоположника английского психологического романа С.Ричардсона
(1689–1761), в романах которого – Памела, или Вознагражденная добродетель (1740)
и Кларисса Гарлоу, или История молодой леди (1748–1750) – воплотился
пуританско-просветительский идеал личности. О решающей роли воспитания говорили
и французские просветители. К.А.Гельвеций (1715–1771) в работах Об уме
(1758) и О человеке (1769) доказывал влияние на воспитание «среды», т.е.
условий жизни, общественного устройства, обычаев и нравов.