47. Наука и образование: перспективы интеграции. Основные направления реформы образования в современной России.

Идея интеграции науки и образования нова для нашего государства. Она была сформулирована почти три столетия назад, при создании в России Академии наук, которая уже в то время была призвана осуществлять не только научную, но и образовательную деятельность.

В сегодняшних условиях необходимость возрождения этой идеи обусловлена следующим. В начале 90-х гг. XX века в связи с переходом России на рыночный путь развития экономики наука и образование оказались в кризисной ситуации. Эти сферы имеют целый ряд общих проблем и нередко испытывают одни и те же трудности. Обе нуждаются в условиях, необходимых для нормального функционирования.

В этой связи важно учитывать то, что наука и образование в силу своей специфики органически связаны между собой и объективно не могут существовать друг без друга. Наука обогащает образование новыми знаниями, разрабатывает новые, прогрессивные методы обучения, а образование служит источником, питающим науку молодыми кадрами. Вот почему решение многих проблем развития научной и образовательной деятельности зависит от их эффективного взаимодействия.

Хотя наука и высшее образование в нашей стране в реальной жизни всегда развивались не изолированно друг от друга, на государственном уровне формально они были разделены. Разделение этих видов интеллектуальной деятельности имеет три аспекта: 1) институциональный - законодательством РФ наука и образование рассматриваются как самостоятельные виды деятельности; 2) организационно-структурный - наука и образование, в том числе высшее профессиональное, являются самостоятельными сферами государственного управления, каждая из которых имеет свою систему учреждений, организаций и органов государственного управления (за исключением федерального уровня, где эти сферы объединены в настоящее время в лице Министерства науки и образования РФ); 3) правовой - каждая сфера регулируется самостоятельной отраслью законодательства. Такое разделение, на наш взгляд, обусловлено рядом объективных и субъективных причин, но оно же порождает много административных и правовых барьеров, препятствующих дальнейшему развитию науки и образования и успешному выполнению ими своих задач.

Дестабилизирующее воздействие на развитие науки и образования оказали и продолжают оказывать негативные явления, сопутствующие переходному периоду: а) социальная и экономическая нестабильность в обществе; б) острый дефицит бюджетных финансовых средств; в) старение и несоответствие материально-технической базы современным потребностям научной и образовательной деятельности; г) устойчивая тенденция к уменьшению численности молодых кадров и к сокращению контингента научных и научно-педагогических работников; д) падение социального престижа профессии ученого и педагога вследствие низкого уровня оплаты труда и слабой социальной защищенности этих категорий работников; е) несовершенство нормативной правовой базы; ж) систематическое нарушение законодательства и отсутствие эффективного контроля за его исполнением.

В первые годы постсоветского периода государство пыталось решить общие проблемы науки и образования дифференцированными методами, но такой путь, как известно, не способствовал улучшению положения в этих сферах. Идея интеграции науки и образования вновь возродилась именно в документах, регулирующих научную деятельность. Указами Президента РФ от 13 июня 1996 г. N 884 "О доктрине развития российской науки " и N 903 "О государственной поддержке интеграции высшего образования и фундаментальной науки " интеграция науки и образования официально была признана одним из важнейших методов, обеспечивающих их сохранение и развитие, а также принципом государственной научно-технической политики. Положения этих документов нашли отражение в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - ФЗ о науке ), который закрепил принцип интеграции науки и образования на законодательном уровне.

Названные акты стали правовым импульсом для принятия ряда директивных документов по вопросам интеграции науки и образования и определили юридические предпосылки для создания нормативно-правовой базы, регулирующей общественные отношения в данной области.

Понятие "интеграция науки и образования" широко используется в директивных документах о государственной научно-технической политике и политике в сфере образования, в законодательных, и иных нормативных правовых и индивидуальных актах, в различных публикациях. Но в теории государственного управления и административного права, а также на законодательном уровне до сих пор не сформулировано научно обоснованное определение данного понятия, отсутствует единый подход к его применению, то есть четко не обозначен сам предмет правового регулирования.

Интеграция науки и образования будет способствовать притоку молодежи в сферу исследований и разработок. Такое мнение в ходе коллегии в Министерстве образования и науки РФ в четверг выразили представители научного и образовательного сообществ. "Научные организации сегодня практически утратили источники воспроизводства кадрового потенциала из-за отсутствия притока молодых специалистов, а результаты их деятельности почти невостребованы инновационной сферой", - отметил в докладе директор Департамента государственной политики и инноваций министерства Дмитрий Ливанов.

В настоящее время доля России на мировом рынке высоких технологий не превышает 1%. По мнению разработчиков доклада, это связано с резким сокращением финансирования научно-образовательной сферы, а также отсутствием спроса на научную продукцию и высококлассных специалистов.

Согласно статистическим данным, количество организаций, занимающихся исследованиями и разработками, сократилось в стране за 6 лет с 4 тысяч 137 до 3 тысяч 797. Основная причина оттока кадров из сферы научных исследований и разработок - низкая зарплата.

По мнению разработчиков доклада, интеграция науки и образования должна обеспечить повышение качества образования и подготовки научно-технических кадров, повысить эффективность использования бюджетных средств, активизировать взаимосвязь с бизнесом и процессы коммерциализации результатов прикладных научных исследований и разработок.

Как отметил Ливанов, взаимодействие ведущих ведущих академических институтов и высших учебных заведений может осуществляться в разнообразных формах: "от совместных научно-образовательных объединений до испытательных центров и полигонов, технологических парков, научно-технических и инновационных фирм".

"На первом этапе федеральные исследовательские университеты могут определяться из числа ведущих вузов страны, имеющих международный рейтинг и обладающих признанными научными школами, собственной инфраструктурой и научно-экспериментальной базой", - отметил Ливанов.

При этом, по его словам, должно учитываться высокое качество и мультидисциплинарных проводимых исследований.

Как напомнил на коллегии министр образования и науки Андрей Фурсенко, в весеннюю сессию Госдума рассмотрит законопроект о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", а также в Закон об образовании и о высшем и послевузовском образовании по вопросам интеграции.