В ней необходимо выделить три уровня: эмпирический,
теоретический, философских оснований.
На эмпирическом уровне научного знания в результате
непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных
событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют
отношения, устанавливают эмпирические закономерности.
Для выяснения специфики теоретического познания важно
подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение
объективной реальности, но описывает непосредственно она не окружающую действительность,
а идеальные объекты, которые в отличие от реальных объектов характеризуются не
бесконечным, а вполне определенным числом свойств. Например, такие идеальные
объекты, как материальные точки, с которыми имеет дело механика, обладают очень
небольшим числом свойств, а именно, массой и возможностью находиться в
пространстве и времени. Идеальный объект строится так, что он полностью
интеллектуально контролируется.
Теоретический уровень научного знания расчленяется на
две части: фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее
абстрактными идеальными объектами, и теории, описывающие конкретную область
реальности на базе фундаментальных теорий.
Сила теории состоит в том, что она может развиваться
как бы сама по себе, без прямого контакта с действительностью. Поскольку в
теории мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом, то
теоретический объект можно, в принципе, описать как угодно детально и получить
как угодно далекие следствия из исходных представлений. Если исходные
абстракции верны, то и следствия из них будут верны.
Кроме эмпирического и теоретического в структуре
научного знания можно выделить еще один уровень, содержащий общие представления
о действительности и процессе познания - уровень философских предпосылок,
философских оснований.
На эмпирическом уровне знания существует определенная
совокупность общих представлений о мире (о причинности, устойчивости событий и
т.д.). Эти представления воспринимаются как очевидные и не выступают предметом
специальных исследований. Тем не менее, они существуют, и рано или поздно
меняются и на эмпирическом уровне.
Эмпирический и теоретический уровни научного знания
органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по
себе, а опирается на данные эмпирического уровня. Но существенно то, что и
эмпирическое знание неотрывно от теоретических представлений; оно обязательно
погружено в определенный теоретический контекст.
Осознание этого в методологии науки обострило вопрос о
том, как же эмпирическое знание может быть критерием истинности теории?
Дело в том, что несмотря на теоретическую
нагруженность, эмпирический уровень является более устойчивым, более прочным,
чем теоретический. Это происходит потому, что эмпирический уровень знания
погружается в такие теоретические представления, которые являются
непроблематизируемыми. Эмпирией проверяется более высокий уровень теоретических
построений, чем тот, что содержится в ней самой. Если бы было иначе, то
получался бы логический круг, и тогда эмпирия ничего не проверяла бы в теории.
Поскольку эмпирией проверяются теории другого уровня, постольку эксперимент
выступает как критерий истинности теории.
Научное знание и сам процесс его получения
характеризуются системностью и структурированностью. Прежде всего в структуре
научного принято выделять эмпирический и
теоретический уровни знания.
А совокупность тех исследовательских процедур, которые
ведут к достижению знания на этих двух уровнях,
соответственно подразделяется на
эмпирический и теоретический этапы научного исследования.
Оснований
для выделения эмпирического
и теоретического этапов
в научном исследовании существует несколько. В частности,
эти два этапа
и уровня в научном
исследовании различаются
но гносеологической направленности
исследования, по характеру и типу
получаемого знания, по используемым методам и формам
познания, по познавательным функциям,
по соотношению чувственного и рационального коррелятов познания и ряду
других признаков.
По гносеологической направленности
эмпирический и теоретический уровни исследования различаются
тем, что на
эмпирическом уровне познание ориентировано на изучение явлений и
поверхностных связей между
ними, без углубления в
сущностные связи и
отношения, а на
теоретическом этапе познания главной
гносеологической задачей является
раскрытие причин и сущностных
связей между явлениями.
На этом и
основано различие в познавательных функциях,
реализуемых на этих
этапах познания. Главной познавательной задачей эмпирического
этапа является описание явлений, а на теоретическом —
основной познавательной задачей
является объяснение изучаемых
явлений. Наиболее четкое различие между
двумя уровнями познания проявляется в характере получаемых
научных результатов. Основной
формой знания, получаемого на
эмпирическом уровне, является
научный факт и совокупность эмпирических обобщений.
На теоретическом уровне
получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных
теорий, в которых и раскрывается сущность
изучаемых явлений. Соответственно различаются
и методы, используемые при
получении этих типов знаний. Основными
методами, используемыми на эмпирическом
этапе познания, являются
наблюдение, эксперимент,
индуктивное обобщение. На
теоретическом этане познания используются такие методы, как
анализ и
синтез, идеализация, индукция
и дедукция, аналогия, гипотеза и др.
Различие
между эмпирическим и
теоретическим этапами познания проявляется также в
различном соотношении чувственного
и рационального коррелятов
познавательной деятельности. Прежде чем
обсуждать этот вопрос, следует остановиться на
проблеме соотношения пар
категорий «чувственное—рациональное» и «эмпирическое—теоретическое». До
становления в методологии и
философии второй пары
категорий первая пар
категорий употреблялась в различных
смыслах. Прежде всего
«чувственное» и «рациональное»
использовались для обозначения
двух видов познавательных способностей человека.
Чувственная познавательная способность проявляется в ощущениях, восприятиях, представлениях. Рациональность же
проявляется и способности к
понятийному мышлению, суждению и
умозаключению. Во втором смысле «чувственное» и «рациональное»
употреблялись для обозначения этапов и уровней познания, ступеней познания,
типов знания. К настоящему
времени второй смысл понятий «чувственное» и «рациональное» целиком
закреплен за
парой категорий «теоретическое—эмпирическое». «Чувственное» и «рациональное» характеризуют лишь
познавательные способности человека,
но не этапы или виды знания. В своем использовании в человеческом
познании они не оторваны друг от друга.
Не может быть чувственного знания как такового
и
рационального
знания как такового,
хотя можно выделять
эмпирический и теоретический
тины знания. Соотношение
же чувственного и
рационального коррелятов в эмпирическом и
теоретическом познании различное.
В эмпирическом познании доминирует чувственный коррелят, а в теоретическим
—рациональный.
Соответственно различное соотношение
чувственного и рационального
коррелятов находит свое отражение и
в методах, используемых на каждом этапе. Ясно, что метод
наблюдения, используемый на
эмпирическом этапе, базируется в основном на чувственной
познавательной способности, но в той степени, в какой наблюдение
имеет целенаправленный характер,
а его результаты фиксируются
в языковой форме,
оно включает в
себя и использование
рационального познания. Аналогичным
образом, поскольку на теоретическом этапе в основном
используется способность к абстрактному,
понятийному мышлению, в нем
доминирует рациональный коррелят,
но в той степени, в какой любое понятие
ассоциируется с определенной
совокупностью восприятии,
представлений и наглядных
образов, в нем
присутствует и чувственная
компонента.
Следует, однако, иметь в виду, что при
всех различиях жесткой границы между эмпирическим
и теоретическим познанием
не существует. Так, эмпирическое исследование, хотя и
ориентировано на познание
и фиксацию явлений, постоянно
прорывается на уровень
сущности, а теоретическое
исследование
ищет подтверждения правильности своих
результатов в эмпирии. Эксперимент, будучи
во многих науках
основным методом эмпирического познания, всегда теоретически
нагружен, а любая самая абстрактная теория должна всегда
иметь эмпирическую интерпретацию. Но
при всей неопределенности
границ между эмпирическим и теоретическим знанием введение этих
категории, безусловно, знаменовало
собой прогресс в
развитии методологии науки, поскольку
способствовало
конкретизации наших представлений
о структуре познавательной деятельности в науке. В частности,
использование
этих категорий позволило уточнить структуру научного познания в
целом, способствовало формированию
более конструктивного подхода
к решению проблемы эмпирического обоснования научного знания, привело
к более полному выявлению специфики
теоретического мышления в научном
исследовании,
позволило уточнить
логическую структуру выполнения
наукой основных познавательных функций,
а также содействовало решению
многих фундаментальных
проблем логики и
методологии научного познания.
За последнее время советские философы внесли существенный вклад
в разработку этих категорий.
Учитывая разработанность этих
категорий, мы рекомендуем студентам для освоения их
содержания обратиться к имеющейся литературе.
В настоящее время отрицать
фундаментальное значение этих
категории в решении
методологических проблем науки невозможно, даже
принимая в расчет существование всех
тех расхождений, которые
имеются между различными авторами по
вопросу об истолковании
сущности и содержания
категорий
эмпирического
и теоретического. Однако следует заметить, что
введение этих категорий и
уточнение их содержания
одновременно сопровождалось и молчаливым, имплицитным принятием
допущения о дихотомическом характере
этих категорий по отношению к общему представлению о структуре научного
знания, т.е. предполагается, что теоретическое и эмпирическое
являются базисными, исходными методологическими единицами,
на основании которых
только и возможно дальнейшее
уточнение и детализация
структурных представлений о научном познании, или,
другими словами, предполагается, что
дальнейшие структурные подразделения в
научном исследовании возможны
только внутри теоретического и
эмпирического уровней. Все,
что выходит собственно
за рамки теоретического или эмпирического знания, к телу научного знания
не принадлежит.