Основоположником методологии
познания мира в условиях Нового времени явился Фрэнсис Бэкон (1561-1626), последний философ эпохи Возрождения и
первый мыслитель Нового времени. Его перу принадлежат трактаты «О достоинстве и
приумножении наук», «Новый Органон наук», «О началах и истоках», «Новая
Атлантида» и др.
Схоласты средневековья видели истину в Боге, а искали в
книгах прошлого. Пантеизм Возрождения усматривал истину также в Боге, но искал
ее в мире. Что касается Ф. Бэкона, то он видел истину в явлениях и процессах
мира и ориентировал искать ее в природе. Умозрительной схоластике Ф. Бэкон
противопоставил концепцию «естественной» философии, основанной на опытном
знании. В своем сочинении «Новый Органон наук, или Истинные указания для
истолкования природы» философ провозглашает принцип эмпиризма как основы познания
и разрабатывает индуктивный метод.
Индукция характеризует логику
познающей мысли, идущей от знания повторяющегося признака у отдельных явлений к
выводу о принадлежности этого признака всем явлениям определенного класса. Суть
индуктивного метода заключается в получении общих положений, общего знания о
мире путем изучения многообразия явлений и процессов этого мира. Фрэнсис Бэкон
полагает, что индукция является оптимальным методом познания, ибо она
«считается с данными чувств и постигает природу, устремляясь к практике». Не от
частного к общему (путь скорый, но не всегда верный), а от целого к части, и
исследование части в направлении целого через отбор и исключение случайностей.
Надо следовать не методу рационалиста-«паука», создающего
ажурную ткань доказательств, в большинстве случаев не только бесполезную, но
подчас и беспомощную в силу ориентации на ложное основание; надо следовать не
методу эмпирика-«муравья», который тащит все, что попадается на его пути; надо
следовать методу индукции-«пчелы», которая не только собирает «нектар»-информацию, но и перерабатывает его в «мед»-истину. Только
индукция (от латинского — наведение) обеспечивает возможность пройти между
крайностями «наука» и «муравья» и достичь искомой цели познания, обрести
истину.
Но на пути исследователя ждут четыре призрака. Эти «идолы»
имеют сугубо гносеологическое значение. Отчасти они присущи природе
человеческого разума, отчасти возникли в ходе истории человеческого познания,
отчасти являются издержками индивидуального развития человека. Призраки создают
ложные представления, искажают подлинный лик природы, препятствуют человеку
обрести истину.
Идол «рода» присущ самой природе
человека. Все восприятие покоится на аналогии человека, а не аналогии мира. Ум
человека «уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей
свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».
«Идол пещеры» является дополнением
призрака рода. Суть его состоит в том, что кроме идолов, общих для всего
человечества, каждый человек имеет «свою собственную пещеру», которая
значительно «ослабляет и искажает естественный свет природы». Речь идет об
индивидуальных особенностях человека. Индивидуальные потребности, интересы
людей редактируют их познавательные усилия и оценки. Человек скорее верит в
истинность того, что предпочитает, ибо его разум несет на себе печать его воли
и его страстей. Только коллективный опыт может исправить опыт индивидуальный.
«Идол площади» порождается речевым
общением людей. Он является следствием сложившихся стереотипов, когда те
насилуют и подчиняют разум. Они проникают в человеческое сознание и извращают
логику мысли, ибо слова говорят не о том, что есть вещь, а о том, какое она
имеет значение для людей, не говоря о том, что слова используются не только для
открытия истины, но и для ее сокрытия.
«Идол театра» порождается слепой
верой в авторитеты и их доктрины. Не следует забывать, что каждая из доктрин,
как правило, задает канон вымышленного мира, к тому же ретроспективного.
«Истина — дочь времени, а не авторитета». Опираясь на эти идолы, человеческий
ум от самых незначительных фактов может возноситься к самым широким
необоснованным обобщениям. Этому содействует и вера, которая сильнее, чем
доказательность того, во что люди верят. Поэтому к крыльям ума надо подвешивать
гири, чтобы он держался ближе к фактам, к природе. Если история опирается на
память, а поэзия на воображение, то «естественная» философия должна
основываться на рассудке и с его помощью преодолевать означенные идолы
(призраки) рода, пещеры, площади и театра.
Союз опыта и рассудка является базой
индукции — метода познания природы в границах разделения целого на части и
последующего их изучения. Следуя в направлении от единичного
к общему, исследователь должен исключать отрицательные суждения и накапливать
положительные. Последние являются предпосылкой установления
закономерности исследуемого объекта. Таким образом, главным методом развития
науки Ф. Бэкон считал индукцию, опирающуюся на опыт, полученный в результате
наблюдения, сравнения, эксперимента и анализа. Но как эмпирик, он явно
переоценивал опытное знание и недооценивал теоретическое знание.
Галилей (Galilei) Галилео (1564 - 1642), итальянский физик, астроном,
математик и мыслитель, один из основателей современной
экспериментально-теоретического естествознания, заложивший основы классической
механики.
Сконструировав телескоп, Галилей сделал важные астрономические открытия (горы
на Луне, солнечные пятна, фазы Венеры, спутники Юпитера и др.), в результате
которых разрушалось ср.-век. представление о космосе и
доказывалась восходящая к античности (Анаксагор) идея единства земных и
небесных явлений. Галилей заложил основы классической динамики, сформулировав
принцип относительности движения, идею инерции, закон свободного падения тел.
Открытия Галилея обосновывали гелиоцентрическую систему Коперника в борьбе со
схоластической аристотелевско-птолемеевской традицией.
Исходным пунктом познания, по Галилей, является чувственный
опыт, который, однако, сам по себе не даёт достоверного знания. Оно достигается
планомерным реальным или мысленным экспериментированием, опирающимся на строгое
количественно-математическое описание. Галилей выделял два основных метода
экспериментального исследования природы. Аналитическим методом «резолюции» с
использованием средств математики, абстракций идеализации и предельного
перехода выделяются элементы реальности (явления, которые «трудно себе
представить»), не доступные непосредственному восприятию (напр., мгновенная
скорость, движение по инерции). Далее на основе синтетически-дедуктивного
метода «композиции» строится теоретическая схема, объясняющая явление и
подтверждающая ранее выдвинутые предположения. Достоверное знание в итоге
реализуется в объясняющей теоретической схеме как единство синтетического
и аналитического, чувственного и абстрактного. Науч. деятельность и
прогрессивный характер мировоззрения Галилей вызвали преследования инквизиции.
Г. был принуждён публично отказаться от своих гелиоцентрических идей.