19 Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни.


    В ней необходимо выделить три уровня: эмпирический, теоретический, философских оснований.
    На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности.
    Для выяснения специфики теоретического познания важно подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности, но описывает непосредственно она не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных объектов характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств. Например, такие идеальные объекты, как материальные точки, с которыми имеет дело механика, обладают очень небольшим числом свойств, а именно, массой и возможностью находиться в пространстве и времени. Идеальный объект строится так, что он полностью интеллектуально контролируется.
    Теоретический уровень научного знания расчленяется на две части: фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами, и теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий.
    Сила теории состоит в том, что она может развиваться как бы сама по себе, без прямого контакта с действительностью. Поскольку в теории мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом, то теоретический объект можно, в принципе, описать как угодно детально и получить как угодно далекие следствия из исходных представлений. Если исходные абстракции верны, то и следствия из них будут верны.
    Кроме эмпирического и теоретического в структуре научного знания можно выделить еще один уровень, содержащий общие представления о действительности и процессе познания - уровень философских предпосылок, философских оснований.

    На эмпирическом уровне знания существует определенная совокупность общих представлений о мире (о причинности, устойчивости событий и т.д.). Эти представления воспринимаются как очевидные и не выступают предметом специальных исследований. Тем не менее, они существуют, и рано или поздно меняются и на эмпирическом уровне.
    Эмпирический и теоретический уровни научного знания органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня. Но существенно то, что и эмпирическое знание неотрывно от теоретических представлений; оно обязательно погружено в определенный теоретический контекст.
    Осознание этого в методологии науки обострило вопрос о том, как же эмпирическое знание может быть критерием истинности теории?
    Дело в том, что несмотря на теоретическую нагруженность, эмпирический уровень является более устойчивым, более прочным, чем теоретический. Это происходит потому, что эмпирический уровень знания погружается в такие теоретические представления, которые являются непроблематизируемыми. Эмпирией проверяется более высокий уровень теоретических построений, чем тот, что содержится в ней самой. Если бы было иначе, то получался бы логический круг, и тогда эмпирия ничего не проверяла бы в теории. Поскольку эмпирией проверяются теории другого уровня, постольку эксперимент выступает как критерий истинности теории.
Научное знание и сам процесс его получения  характеризуются  системностью  и структурированностью. Прежде всего в  структуре  научного  принято  выделять эмпирический   и   теоретический   уровни   знания.   А   совокупность   тех исследовательских процедур, которые ведут к достижению знания на  этих  двух уровнях,  соответственно  подразделяется  на  эмпирический  и  теоретический этапы научного исследования.

      Оснований  для  выделения  эмпирического  и  теоретического  этапов  в научном исследовании существует несколько. В  частности,  эти  два  этапа  и уровня   в   научном   исследовании    различаются    но    гносеологической направленности исследования, по характеру  и  типу  получаемого  знания,  по используемым методам и  формам  познания,  по  познавательным  функциям,  по соотношению чувственного и рационального коррелятов познания и  ряду  других признаков.

      По гносеологической направленности эмпирический и теоретический уровни исследования  различаются  тем,  что   на   эмпирическом   уровне   познание ориентировано на изучение явлений и поверхностных  связей  между  ними,  без углубления  в  сущностные  связи  и  отношения,  а  на  теоретическом  этапе познания  главной  гносеологической  задачей  является  раскрытие  причин  и сущностных  связей  между  явлениями.  На  этом  и   основано   различие   в познавательных  функциях,  реализуемых  на  этих  этапах  познания.  Главной познавательной задачей эмпирического этапа является описание явлений,  а  на теоретическом    основной  познавательной   задачей   является   объяснение изучаемых явлений. Наиболее четкое различие между  двумя  уровнями  познания проявляется в характере  получаемых  научных  результатов.  Основной  формой знания,  получаемого  на  эмпирическом  уровне,  является  научный  факт   и совокупность эмпирических  обобщений.  На  теоретическом  уровне  получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых  и раскрывается  сущность  изучаемых  явлений.  Соответственно  различаются   и  методы, используемые при получении этих типов  знаний.  Основными  методами, используемыми  на  эмпирическом   этапе   познания,   являются   наблюдение, эксперимент,  индуктивное  обобщение.  На   теоретическом   этане   познания используются такие методы, как анализ  и  синтез,  идеализация,  индукция  и дедукция, аналогия, гипотеза и др.

      Различие  между  эмпирическим   и   теоретическим   этапами   познания проявляется также  в  различном  соотношении  чувственного  и  рационального коррелятов познавательной деятельности. Прежде чем  обсуждать  этот  вопрос, следует    остановиться    на    проблеме    соотношения    пар    категорий «чувственное—рациональное» и «эмпирическое—теоретическое». До становления  в методологии  и  философии  второй  пары  категорий  первая   пар   категорий употреблялась  в   различных   смыслах.   Прежде   всего   «чувственное»   и «рациональное» использовались  для  обозначения  двух  видов  познавательных способностей человека. Чувственная познавательная способность проявляется  в ощущениях, восприятиях,  представлениях.  Рациональность  же  проявляется  и способности к понятийному мышлению,  суждению  и  умозаключению.  Во  втором смысле «чувственное» и «рациональное» употреблялись для  обозначения  этапов и уровней познания, ступеней познания, типов знания.  К  настоящему  времени второй смысл понятий «чувственное» и  «рациональное»  целиком  закреплен  за

парой    категорий     «теоретическое—эмпирическое».     «Чувственное»     и «рациональное» характеризуют лишь познавательные  способности  человека,  но не этапы или виды знания. В своем использовании в человеческом познании  они не оторваны друг от друга. Не может быть чувственного знания как такового  и

рационального знания  как  такового,  хотя  можно  выделять  эмпирический  и теоретический тины  знания.  Соотношение  же  чувственного  и  рационального коррелятов  в   эмпирическом   и   теоретическом   познании   различное.   В эмпирическом познании доминирует чувственный коррелят, а в  теоретическим  —рациональный.   Соответственно   различное   соотношение   чувственного    и рационального коррелятов находит свое отражение и  в  методах,  используемых на каждом этапе. Ясно, что метод наблюдения,  используемый  на  эмпирическом этапе, базируется в основном на чувственной познавательной  способности,  но в той степени, в какой наблюдение имеет  целенаправленный  характер,  а  его результаты  фиксируются  в  языковой  форме,   оно   включает   в   себя   и использование рационального  познания.  Аналогичным  образом,  поскольку  на теоретическом этапе в  основном  используется  способность  к  абстрактному, понятийному мышлению, в нем  доминирует  рациональный  коррелят,  но  в  той степени, в какой любое понятие ассоциируется  с  определенной  совокупностью восприятии,  представлений  и  наглядных  образов,  в  нем  присутствует   и чувственная компонента.

      Следует, однако, иметь в виду, что при всех различиях жесткой  границы между  эмпирическим  и   теоретическим   познанием   не   существует.   Так, эмпирическое исследование, хотя  и  ориентировано  на  познание  и  фиксацию явлений,  постоянно  прорывается  на  уровень  сущности,   а   теоретическое

исследование ищет подтверждения правильности своих  результатов  в  эмпирии. Эксперимент,  будучи  во  многих  науках  основным   методом   эмпирического познания, всегда теоретически нагружен, а  любая  самая  абстрактная  теория должна   всегда   иметь   эмпирическую   интерпретацию.    Но    при    всей неопределенности границ между эмпирическим и теоретическим знанием  введение этих  категории,  безусловно,  знаменовало   собой   прогресс   в   развитии методологии   науки,   поскольку    способствовало    конкретизации    наших представлений о структуре познавательной деятельности в науке. В  частности,

использование этих категорий позволило уточнить структуру научного  познания в  целом,  способствовало  формированию  более  конструктивного  подхода   к решению проблемы эмпирического обоснования научного знания, привело к  более полному выявлению специфики теоретического мышления в научном  исследовании,

позволило  уточнить  логическую   структуру   выполнения   наукой   основных познавательных   функций,   а    также    содействовало    решению    многих фундаментальных  проблем  логики  и  методологии   научного   познания.   За последнее время советские философы внесли существенный  вклад  в  разработку этих категорий. Учитывая  разработанность  этих  категорий,  мы  рекомендуем студентам для освоения их содержания обратиться к имеющейся литературе.

      В настоящее время отрицать фундаментальное значение этих  категории  в решении методологических проблем науки невозможно, даже  принимая  в  расчет существование  всех  тех  расхождений,  которые  имеются  между   различными авторами  по  вопросу  об  истолковании  сущности  и  содержания   категорий

эмпирического и теоретического. Однако следует заметить, что  введение  этих категорий  и  уточнение  их   содержания   одновременно   сопровождалось   и молчаливым, имплицитным принятием допущения о дихотомическом характере  этих категорий по отношению к общему представлению о структуре  научного  знания, т.е. предполагается, что теоретическое и  эмпирическое  являются  базисными, исходными  методологическими  единицами,  на  основании  которых  только   и возможно дальнейшее уточнение  и  детализация  структурных  представлений  о научном познании,  или,  другими  словами,  предполагается,  что  дальнейшие структурные подразделения в  научном  исследовании  возможны  только  внутри теоретического и эмпирического  уровней.  Все,  что  выходит  собственно  за рамки теоретического или эмпирического знания, к  телу  научного  знания  не принадлежит.