7. Социальные, экономические и технические условия развития
науки в 16-17 вв.
15 век - период распада феодального строя и зарождения буржуазных
отношений. Крупнейшие открытия и изобретения следуют одно за другим, для
развития промышленности и торговли требовался прогресс техники и науки.
Решающими чертами философии Возрождения являются стремление выйти из
монашеской кельи на простор природы, материалистические тенденции, связанные с
опорой на чувственный опыт, индивидуализм и религиозный скептицизм. Воскресает
интерес к материалистам древности - ионийцам. Философия эпохи Возрождения тесно
связана с естествознанием.
В философии эпохи Возрождения можно выделить два основных периода. В 15
веке новый класс - буржуазия - еще не могла и не успела создать своей
собственной философии. Поэтому она реставрировала и приспосабливала к своим
нуждам античную философию. Однако эта философия существенным образом отличалась
от схоластики, также использовавшей творения Платона и Аристотеля.
Философы Возрождения использовали античных авторов принципиально в иных
целях, чем схоласты. Гуманисты обладали богатством греческих подлинников (а не
арабских переводов и пересказов), о которых не могли и мечтать философы 13-14
веков.
Авторитет Аристотеля "падал", т.к. отождествлялся со
схоластикой. Наступившее разочарование дало другую реакцию - появление
скептицизма, эпикурейства и стоицизма. Они стояли на втором плане и, хотя
обнаруживались у некоторых авторитетов, не имели широкого хождения. И лишь
скептицизм в лице Мишеля Монтеня создал совершенно особенный
специфический культурный климат во Франции.
Скепсис Монтеня расчищал дорогу новым идеям, новому знанию. Этим был
подготовлен второй период философии Возрождения - натурофилософский.
Бернардино Телезио (1509-1588) возрождал
материализм ионийцев. В основе мира лежит единая материя, наделенная
внутренними противоположностями - теплого и холодного. В борьбе возникают
четыре стихии, и из их сочетания состоит все многообразие вещей.
Работами Бернардино Телезио
и Николая Коперника было подготовлено создание учения Джордано Бруно -
естественнонаучного материалиста, диалектика, оптимиста. В 16 веке произошло
возрождение философии медицины Гиппократа.
Продолжала существовать натурофилософия
магико-мистического типа. Лидером ее был Парацельс - выдающийся врач-практик,
хирург и терапевт. Исходной его идеей было утверждение, что всякая реальность
имеет свое правило, так называемое "архе
жизни" - активную духовную жизненную силу, в которой содержится ключ к
природе, и кто его познает, тот приобретет способ, как действовать (мистическим
образом) на природу и преобразовывать ее. В сущности, все искусство врача, по
Парацельсу, зависит от освоения этого способа.
Но и через первый, и через второй периоды Возрождения проходит
платонизм, создавший определенный духовный климат. Это не означает, что
платоновская мысль и его диалоги стали любимой формой философствования.
Платонизм вошел в эпоху Возрождения с многовековыми наслоениями с виде неоплатонизма, христианских наслоений. Что касается
философского содержания возрожденного платонизма, то следует отметить, что
особых оригинальных элементов эпоха Возрождения не внесла. Значение имеет лишь племика "превосходства" Платона над Аристотелем.
Но грандиозный расцвет платонизма состоялся благодаря работам Николая
Кузанского. Он был предшественником итальянской натурофилософии, первопроходцем современного мышления,
которое начало складываться на рубеже средневековья и Ренессанса.
В заключение необходимо отметить, что эпоха Возрождения породила
предшественников утопического социализма - Томаса Мора и Томмазо
Кампанеллу - автора "Города солнца".
В 17 веке определилась просветительско - модернистская философская парадигма, формируется вера в
неограниченные возможности разума. В Новое Время в отличие от античности и
Средневековья сформировалось новое представление о науке. Наукой стали
заниматься ради практической пользы. Появилось стремление познать природу.
Природа стала пониматься как практическое бытие и поэтому
главной наукой стало естествознание. Происходит "очищение"
философии от гуманизма и ориентация на познание объективной природы, осмысление
и обобщение результатов науки, утверждение философского материализма.
Особенностью науки Нового Времени является, с одной стороны, опора на
опытно-экспериментальное знание как средство достижения истины, свободное от
авторитетов и догматов и, с другой стороны, успехи математики. Лидером
естествознания среди наук стала механика (наука о движении тел, наблюдаемых
непосредственно или с помощью инструментов).
Формируется механическая и метафизическая картина мира. С позиции данной
картины мира трактуются все явления природы (машины, созданной Творцом). В
данной картине мира роль Бога сведена к минимуму - создание материи и ее первотолчка. Далее -
развитие мира подчиняется законам причинно-следственных связей.
Развитие науки побуждает философов постоянно согласовывать свои
представления с достижениями науки. Философия перенимает у естествознания стиль
мышления, идеалы, ценности. Акцент философов 17 в. -
на методологических проблемах. Познание рассматривается как зеркальное
действительности в сознании человека. Разуму отводится роль стороннего
наблюдателя.
17 в. - время критики Средневековой схоластики.
Наиболее ярый критик схоластики - Рене Декарт. Френсис Бекон и Томас Гобс утверждали, что построить надежное здание истинной
философии можно только опираясь на опытно-экспериментальное естествознание.
Именно они заложили фундамент эмпиризма (источник познания - в опыте). Для
эмпиризма характерно взаимодействие 2-х источников получения знания - органов
чувств человека и разума. Рене Декарт, Барух Спиноза, Лейбниц видели в
математике проявление "естественного света человеческого разума, который способен
проникнуть в любую тайну и постичь истину.
У истоков науки как профессиональной деятельности стоит Френсис Бэкон,
утверждавший, что достижения науки ничтожны и что она нуждается в великом
обновлении. И чтобы создать новое естествознание, необходимы: правильный метод
(индуктивно-экспериментальный), мудрое управление наукой (это задача
правителей, которые должны создавать ученые учреждения, библиотеки,
приобретать орудия и инструменты, обеспечивать людей науки вознаграждением,
освобождающим их от забот и создающим свободное время для творчества) и общее
согласие в работе, восполняющее недостаток сил одного человека.
Идеи Ф. Бэкона воплотились в создании первых естественнонаучных обществ
(или первых академий) в Европе. К середине XVII в. идеи научного общества
получают широкое распространение. 28 ноября 1660 г. 12 ученых на своем собрании
составили «Меморандум», в котором записали о желании создать «Коллегию» для
развития физико-математического экспериментального
знания. Позднее она будет названа Лондонским королевским обществом. Научная
программа общества предполагала развивать естествознания посредством опытов,
полезные искусства, практическую механику, машины, не вмешиваясь в богословие,
метафизику, мораль, политику, грамматику, риторику и логику. Предусматривалось
возрождать забытые открытия, проверять все созданные ранее естественнонаучные,
математические теории и гипотезы, механические системы, ничего не принимая на
веру.
Вслед за Лондонским королевским обществом (1660) были созданы Парижская
академия наук (1666), Берлинская академия наук (1700), Петербургская академия
(1724) и др.
Уже во второй половине XVII столетия постепенно началось углубление
специализации научной деятельности. В различных странах образуются сообщества
исследователей-специалистов, часто поддерживаемые государством, в частности,
сообщество немецких химиков.