«Возрождение» является термином,который,в качестве
историографической категории вошёл в употребление в XIX веке, в большой степени
благодаря работе Якоба Буркгардта
«Культура Ренессанса в Италии»,ставшей самой известной и долго служившей
образцом и необходимым путеводителем. В работе Буркгардта ренессанс выступал в качестве изысканного
итальянского явления, для которого характерны индивидуализм практический и
теоретический, культ светской жизни с подчёркнутой чувственностью, светский дух
религии с тенденцией к язычеству, освобождение от власти авторитетов, особенное
внимание к истории, философский натурализм и чрезвычайный вкус к искусствам.
Главная особенность философии Ренессанса — антропоцентризм. Ренессанс, согласно
Буркгардту,был поэтому
эпохой рождения новой культуры, противоположной культуре средневековой, и в
этом состоит её важная роль,она не определялась лишь
воскрешением античности. «То, что мы должны установить в
качестве существенного момента – это то, что не возрождённая античность сама по
себе, а соединённая вместе с новым итальянским духом, имела силу привлечь к
себе весь западный мир».[1]
Возрождение античности, таким образом, дало название «Ренессанс»
(Возрождение) всей эпохе, которая всё же намного сложнее, поскольку в ней
действительно происходит синтез нового духа в Италии, с самой
античностью, и в то же время этот дух, разрушая окончательно Средневековье,
открывает новую эпоху. Возрождение — это культура переходного периода,
исключительно интенсивная, но — если не говорить об Италии — очень
недолговечная.
Связь искусства и науки составляет одну из характернейших
особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно
было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве
этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в
науках, нередко стимулируя их развитие.
Леонардо да Винчи характеризует живопись как «величайшую из наук».
В эпоху Возрождения деятельность приобретает творческий характер. С ее
помощью человек не просто удовлетворяет свои нужды, а созидает новый мир,
создает красоту, наконец, творит самое высокое — самого себя.[3] Личность
теперь как бы перенимает, берет на себя творческие функции Бога: она способна
владеть и собой, и природой. У теоретиков возрожденческой
эстетики встречается такое, например, сравнение: художник должен творить так,
как бог творил мир, и даже совершеннее того. Здесь средневековая маска спадает
и перед нами предстаёт творческий индивидуум Нового времени, который творит по
своим собственным законам. Такое индивидуальное творчество в эпоху Возрождения
часто понимали тоже как религиозное, но ясно, что это была уже не средневековая
религиозность. Это был индивидуалистический протестантизм, крепко связанный с
частнопредпринимательским духом восходящей буржуазии. О художнике теперь не
только говорят, что он должен быть знатоком всех наук, но и выдвигают на первый
план его труд, в котором пытаются найти даже критерий красоты. Художник
постепенно обособляется от церковной идеологии. В нем больше всего ценятся
теперь техническое мастерство, профессиональная самостоятельность, ученость и
специальные навыки, острый художественный взгляд на вещи и умение создать живое
и уже самодовлеющее произведение искусства.
Вообще художник в эпоху Ренессанса занимает очень высокое положение и
характеризуется как свободный творец прекрасных форм. «...Живопись должна быть
поставлена выше всякой деятельности, поскольку она содержит все формы как
существующего, так и не существующего в природе»[4] –Леонардо
Да Винчи.