С научной
картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя
наиболее важные теории, гипотезы и факты. Структура научной картины мира
предполагает центральное теоретическое ядро, фундаментальные допущения и
частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Центральное
теоретическое ядро обладает относительной устойчивостью и характеризуется
достаточно длительным сроком существования. Оно представляет собой совокупность
конкретно-научных и онтологических констант, сохраняющихся без изменения во
всех научных теориях. Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым
элементам любой картины мира относят принцип сохранения энергии, принцип
постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы,
характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество,
поле.
Фундаментальные
допущения носят специфический характер и принимаются за
условно неопровержимые. В их число входит набор теоретических постулатов,
представлений о способах взаимодействия и организации в систему, о генезисе и
закономерностях развития универсума. В случае столкновения сложившейся картины
мира с контрпримерами или аномалиями для сохранности центрального
теоретического ядра и фундаментальных допущений образуется ряд дополнительных
частнонаучных моделей и гипотез. Именно они могут видоизменяться, адаптируясь к
аномалиям.
Научная
картина мира и ее исторические формы
км — это
целостная система представлений об объективных и закономерных свойствах
действительности.
нкм —
целостная система представлений об объективных и закономерных свойствах
действительности, основанная на обобщении и синтезе научных понятий и
приниципов.
Понятие —
это форма мысли, фиксирующая самые существенные свойства данного объекта,
данного явления.
Знание —
объективная реальность данная в познании индивида и
фиксирующая объективные и закономерные свойства и характеристики
действительности.
Объективная
реальность — та реальность, которая существует независимо от субъекта.
КМ — это
всегда отражение в нашем сознании объективной реальности.
Мировоззрение
— целостная система представлений человека о мире и месте человека в этом мире.
Классификация
км:
мифологические
религиозные
философские
научные
(общенаучная и естественнонаучная)
Подобная
классификация обусловлена следующим: человеческое сознание как то, в чем
открывается действительность, не стоит на месте, поэтому и представление о
деятельности становится рациональным.
Мифологическая
км характерна для первобытно-общинного строя в виде
отражения действительности в виде художественых образов, художественных формах.
Многи представители философии считают: мифология — результат четкого выделения
себя в окружающем мире. Основная черта — синкретизм — смутное восприятие
действительности, неотделение себя от окружающего мира.
2 корня
мифологической км.
1.попытка объяснения окружающей реальности (получение знания о
действительности). Познание — процесс. Знание — результат. 2.Натурофобия —
боязнь перед природой, боязнь чего-то необъяснимого.
Рождение художественных образов. Вознакает эстетическое наслаждение
действительностью. Рождается миф, как целостный образ.
3 типа
мифологии в зависимости от вида деятельности:
1.Сама примитивная — зооморфная — животные. Нет творческого импульса к
дальнейшему развитию познания.
2.Земледельческая — растительная мифология. Мирная психология. Торговля.
Развивается культурная база.
3.Самый развитой — антропологическая мифология,
характерна для племен ремесленников. Попытка объяснения бытия через самого
человека изнутри.
Религиозная
выделяется из мифологической. Для миф.км. - слитное
восприятие действительности, религиозное 2х оснований. Есть смертное —
бессмертное, реальное идеальное, человеческое — божественное.
Необходимость
появления нравственного регулятора поведения.
Религия —
форма отражения объктивной реальности, основанная на вере в сверхъестественное
личность и разделение действительности на потусторонний и реальный миры.
Бог создает
все как вечное и бесконечное начало. Он цель всего. Он всеобщий смысл. Человек
изначально причастен к богу (создан по образу и подобию). Человек потенциально
имеет склонность к греху. После первородного греха смертность и телесность
человека. Душа — то, что осталось от бога. Это идеальное начало.
Преодоление
телесности в религии.
Вера (на ней основана религиозная км) прямо
противоречит знанию. Вера основана на безоговорочном принятии без проверки.