Проблема демаркации (лат. demarcatio —
разграничение) — проблема поиска критерия, по которому можно было бы
отделить теории, являющеся научными
с точки зрения эмпирической науки, от ненаучных предположений, метафизики и формальных наук (логики, математики)
Проблема демаркации — одна из центральных проблем философии науки, и ее первые решения появились
вместе с первой законченной теорией философии науки — неопозитивизмом и выдвигаются до сих пор.
Рефлексию по поводу методов научного познания осуществляет
методология науки. Исторически первой формой философской методологии стал
позитивизм. В развитии позитивизма можно выделить три "волны": первый
позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Д. Миля; физический позитивизм
(махизм, энергетизм); логический позитивизм. Так называемый
постпозитивизм представляет школа историков науки,
продолжающая проблематику методологии науки, но в отличие от позитивистов,
изучающая науку не в статике, а в динамике. Позитивистская исследовательская
программа основана на принципе сциентизма, познание отождествляется с
достижениями науки, поэтому полностью может быть эксплицировано на пути
методологического анализа научного образа действий.
Еще О. Конт подчеркивал, что позитивный дух научных
исследований состоит в переориентации с изучения конечных причин на изучение
непреложных законов, с вопроса "почему" на вопрос "как", с
анализа метафизических ценностей на простое, но точное знание. Центральная
проблема позитивизма формулируется в виде проблемы демаркации: как отличить
науку от других форм духовной деятельности: философии, религии, искусства и т.д.
Первый позитивизм считает знание позитивным, если оно добыто эмпирически.
Научное знание, в отличие от метафизического, представляет собой описания
чувственно данного, путем последовательного числа шагов всякое научное
высказывание может быть сведено к эмпирически подтверждаемому.
Тесно связан с философией науки. Имеет очень долгую историю,
возник еще в 19 веке. Первоначально появился как мировоззренческая установка
опытного естествознания (критика метафизики, классики). Основатель «первого
позитивизма» - О. Конт (1798-1857). Отказывается от утопических традиций, в 24г
формулирует «закон трех стадий». Человек проходит три стадии развития: 1.теологическая (все явления и предметы – действие
сверхъестественных сил)
2.метафизическая (мир начинает объяснять из неких принципов,
субстанций – абстрактно). Характерно классической философии.
3.позитивная
(стадия науки, пришедшая на смену религии и метафизике – анализ, исследование, эксперимент).
Характерна
установка на эмпиризм. Кроме того, утверждение науки над всеми другими стадиями
развития. Наука здесь рассматривается естественная, строгая, причем ее методы
применимы не только для изучения природы, но и для
общества. Это – стадии прогрессивного развития человечества, а также человека. Наука прежде всего связана с практическим значением, т.о.
задачи науки – обеспечить эффективную деятельность человека, а также господство
над природой.
Конт предлагал классификацию науки по
степень сложности. В основе – математика. Далее – астрономия, физика, химия,
биология, социология. (считал
основной наукой социологию, но его социология мало похожа на сегодняшнюю).
Все
общественные законы делит на 2 типа: Социальную статику (структура общества,
взаимосвязь элементов) и социальную динамику (изменение, переход от одной формы
к другой). Динамика позитивна, прогрессивна. Это достаточно наивная вера,
иллюзия с точки зрения современного человека.
Милль (1806-73). Исходил из единообразия
природы, каковым считал казуальность. Причем наука, описывающая казуальный мир,
должна испытывать индуктивные методы – обобщающие опыт выдвигать гипотезы, провер опытом.
Явный эмпиризм, установка на науку присутствует и здесь. «Труд о свободе»; социальный
либерализм. Заострял внимание прежде всего не на
правах большинства, а на правах меньшинства. Стоял за права не зависимо от
половых различий. Считал, что цель человеческой жизни – достижение счастья
(т.е. был сторонником эвдемонизма). Под счастьем понимал удовольствие и отсутствие
страдания.
Спенсер
(1820-1903).
Делал упор
на биологическую и эволюционную теорию, ввел термин «эволюция» до Дарвина. Постпозитивизм. Что характерно:
1.отказ от
жестокой демаркации науки и ненауки. Эта проблема во
многом бессмысленна, т.к. нет четких граней.
2.обращал внимание прежде всего не на статику науки, а на динамику.
3.говорит,
что нет чистого эмпиризма, т.к. не может быть чистого эмпирического базиса.
4.В науке
нет кумулятивного накопления знания. Многие вещи выбрасываются, замещаются, забываются.
Наука – это конкуренция различных теорий.
5.Отказ от
принципа верификации.
Пытался показать, что эволюция проходит от гомогенного состояния к
гетерогенному, но рано или поздно должна привести к равновесию. Позитивный, прогрессивный подход.
Равновесие – не есть конец истории. Считают, что показатель движения к
равновесию – соотношение науки и религии. В отличие от Конта, считает религию и
науку двумя полюсами мысли, т.е. одно не может вытеснить другое, хотя при
возрастании доли науки, уменьшается доля религии. Итак
для первого позитивизма характерен эмпиризм, экспансия науки на несвойственные
ей области знания, утверждение примата науки (над религией, метафизикой). Такая
наивная вера в науку потерпела крах в начале 19 в,
вместе с крахом самой науки. Формируется «плюрализм
истин» в самой науке, пошатнувший ее первоначальную устойчивость. Становится
ясным, что наивная апелляция к опыту не сраб,
социальные проблемы не решаются наукой, формируется течение второго позитивизма
– эмпириокритицизм, т.е. критика эмпирического подхода к познанию.
Принцип
экономии сил в науке – не рассматривает отношение духа и материи. Цель достичь
максимума усилий при минимуме затрат. Условие появление второго позитивизма –
начинается с появлением неэвклидовой геометрии, когда научные «аксиомы» стали
считаться конвекциями (т.е. то, о чем мы договорились). Все попытки все свести
к механике пошатнулись. Дарвин удар по нарциссизму человека (не центр
вселенной). Наконец попытки свести математику к логике.