Рационализм (франц. rationalisme, от лат. ratio-nalis
— разумный, ratio — разум), филос. направление,
признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит
как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму). Термин «рационализм»
используется для обозначения и характеристики философских концепций начиная с
19 в. Исторически рационалистическая традиция восходит к др.-греч. философии: напр., ещё Парменид,
различавший знание «по истине» (полученное посредством разума) и знание «по
мнению» (достигнутое в результате чувств. восприятия), усматривал в разуме
критерий истины.
Как
целостная система гносеологических воззрений рационализм начал складываться в
новое время в результате развития математики и естествознания. В
противоположность ср.-век.
схоластике и религ. догматизму классический
рационализм 17—18 вв. (Декарт, Спиноза, Мальбранш, Лейбниц) исходил из идеи
естественного порядка — бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир.
Принципы рационализма разделяли как материалисты (Спиноза), так и идеалисты
(Лейбниц): рационализм у них приобретал различный характер в зависимости от
того, как решался вопрос об отношении мышления и бытия.
Рационализм
17—18 вв., утверждавший определяющую роль разума не только в познании, но и в
деятельности людей, явился одним из филос. источников идеологии Просвещения. Культ разума характерен и для франц. материалистов 18 в., стоявших
в целом на позициях материалистического сенсуализма и выступавших против
спекулятивных построений рационализма.
Обосновывая
безусловную достоверность научных принципов и положений математики и
естествознания, рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в
процессе познавательной деятельности человека, приобретает объективный,
всеобщий и необходимый характер. В противоположность сенсуализму рационализм
утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами,
достижимо посредством разума, который выступает его источником и вместе с тем
критерием истинности. Так, напр., к основному тезису сенсуализма «нет ничего в
разуме, чего прежде не было в чувствах» рационалист Лейбниц сделал добавление:
«кроме самого разума», т. е. способности разума постигать не только частное,
случайное (чем ограничивается чувственное познание), но и всеобщее, необходимое.
Обращение
к разуму как единственному научному источнику знания привело рационализм к
идеалистическому заключению о существовании врождённых идей (Декарт) или
предрасположений и задатков мышления, независимых от чувственности (Лейбниц).
Принижение рационализмом роли чувственного восприятия, в форме которого
реализуется связь человека с внешним миром, влекло за собой отрыв мышления от
реального объекта познания.
Кант,
пытавшийся примирить идеи рационализма и сенсуализма, полагал, что «всякое наше
знание начинает с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в
разуме...». Разум, по Канту, не может служить универсальным критерием истины.
Чтобы объяснить свойства знания, он вводит представление об априорности не
только понятийных форм (как это было в классическом рационализме), но и форм
созерцания — пространства и времени. Но кантовский рационализм сохраняет свою
силу лишь ценой принятия позиции агностицизма: он распространяется только на
мир явлений, но не на «вещь в себе», объективную реальность.
В философии
Гегеля началом и сущностью мира была объявлена абсолютная идея, или абсолютный
разум, а процесс познания был превращён в самопознание разума, который
постигает в мире своё собств. содержание. Поэтому развитие объективного мира
предстаёт у Гегеля как чисто логический, рациональный процесс, а его
рационализм приобретает характер панлогизма.
В
философии 19 и 20 вв. вера в неограниченную силу человеческого разума была
утрачена (позитивизм, неопозитивизм и др.); преобладающей становится критика
классического рационализма с его идеалами могущества разума и ничем не
ограниченной рациональной деятельности человека. Эта критика ведётся как с
позиций иррационализма (фрейдизм, интуитивизм, прагматизм и экзистенциализм),
так и в духе умеренного, ограниченного рационализма, связанного уже не столько
с логической проблематикой познания, сколько с поиском социально-культурных
оснований и границ рационализма (напр., в концепциях М. Вебера и Манхейма).
Ограниченность
и односторонность рационализма были преодолены марксизмом. Разрешение
противоречия между рационализмом и эмпиризмом (сенсуализмом) стало возможным на
основе анализа процесса познания в органической связи с практической
деятельностью по преобразованию действительности. «От живого созерцания к
абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания
истины, познания объективной реальности» (Ленин В. И).
Эмпиризм (от греч. εμπειρία — опыт), направление в теории познания, признающее чувств.
опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть
представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпиризм
близок сенсуализму. В противоположность рационализму в эмпиризме рациональная
познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который даётся в
опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.
В качестве
целостной гносеологической концепции эмпиризм сформировался в 17—18 вв. Он
выступал как материалистический эмпиризм, утверждавший, что чувственный опыт
отражает в познании объективно существующие вещи (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк). В противоположность ему
субъективно-идеалистический эмпиризм признавал единственной реальностью
субъективный опыт (Беркли, Юм). В философии 20 в. появляется сочетание идеалистический эмпиризм с онтологизмом, т. е. с определенными допущениями о
реальности: фундаментальное для эмпиризма понятие элементарных данных
чувственности понимается как относящееся не к психическим переживаниям
субъекта, а к некоторым объективно существующим чувствительным сущностям
(«нейтральные элементы» мира Маха, «чувственные данные» неореалистов, «сенсибилии» Рассела). Эмпиризм подобного типа сочетает в
себе черты не только субъективного, но и объективного идеализма. Логический
эмпиризм (логический позитивизм),
разделяющий все осмысленные предложения на синтетические (эмпирические) и
аналитические, утверждает, что первые могут быть редуцированы (сведены)
посредством ряда логических процедур к регистрации показаний чувственного
опыта, и считает вторые бессодержательными.
Эмпиризм
сталкивается с неразрешимыми трудностями выделения исходных компонентов опыта и
реконструкции на этой основе всех видов и форм знания. Для объяснения реально
совершающегося познавательного процесса эмпиризм вынужден выходить за пределы чувственных
данных и рассматривать их наряду с характеристиками сознания (память, активная
деятельность рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение),
обращаться к аппарату логики и математики для описания опытных данных в
качестве средств построения теоретического знания. Попытки сторонников
эмпиризма обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику
и математику как простое индуктивное обобщение чувственного опыта потерпели
провал.
Признавая
чувствительный опыт источником наших знаний, диалектический материализм не
сводит к нему всё содержание знания и подчёркивает активную деятельность
мышления. Чувственный опыт понимается в марксистской философии не как пассивное запечатление воздействий внешнего мира, а как
социально и культурно опосредованный познавательный процесс активной
деятельности субъекта. Диалектическая взаимосвязь чувственного и рационального
познания — один из основных принципов марксистской гносеологии.