ВЫБОР ТЕОРИИ.
Термин «выбор теории» (theory-choice) был введен в философию науки для обозначения
познавательных ситуаций, возникающих в периоды смены научных парадигм и
характеризующихся конкуренцией между последовательно сменяющими друг друга
фундаментальными научными теориями. Проблема выбора теорий приобрела
актуальность в зарубежной философии науки в 1960-е гг., в разгар дискуссий по
поводу теоретической реконструкции процесса роста научного знания. Характер
этой реконструкции зависит от того, каким способом разрешается ситуация выбора,
на почве каких критериев и оценок происходит отбор одной из конкурирующих
теорий.
В ходе дискуссий сложилось два
направления. Представители одного из них (позднее они стали относить себя к
социологам познания) - Т. Кун, П. Фейерабенд и др. -
утверждали, что в научном познании отсутствуют объективные (в смысле парадигмально независимые) критерии оценки и отбора теорий.
Парадигмально зависимыми являются и эмпирические
данные, призванные служить основой отбора теорий (феномен теоретической нагруженности эмпирических данных), и методологические
принципы, способные выступить вспомогательными, внеэмпирическими критериями
выбора теории. Сторонники рассматриваемого направления утверждали, что в связи
с отсутствием рациональных критериев отбора теорий, разрешение ситуации выбора
может быть адекватно реконструировано только на почве социальных, точнее
социально- психологических факторов. В реальном познании происходит не
рациональный выбор теории, а изменение психологии научного сообщества, которое
Кун охарактеризовал в терминах «переключения гештальта».
Представители другого направления
(И. Лакатос, К. Поппер и др.) утверждали, что парадигмально независимые критерии оценки и отбора теорий
существуют. Лакатос полагал, что таким критерием
является «прогрессивный сдвиг проблем», суть которого в способности теории (и
более широко - «исследовательской программы») делать оправдывающиеся
предсказания. Исследовательская программа, которая оказывается способной лишь
ассимилировать предсказания, делающиеся на основе
соперничающей с ней программы, должна быть уступить свое место своей более
успешной сопернице. Выдвигались и другие критерии. Среди них: способность
теории решать проблемы (Л. Лаудан); увеличивающееся
правдоподобие (verisimilitude) теории ( У. Ньютон-Смит); успехи теории в плане ее технологических
приложений (М. Хессе) и т.д.
На современном этапе возможность
разрешения ситуации выбора на когнитивной основе отрицают социальные
конструктивисты (Б. Латур и С. Вулгар),
утверждающие, что научные факты являются социальными конструкциями, в связи с чем выбор теории не может быть квалифицирован как
рациональная процедура, а также сторонники «сильной программы» социологии
познания (Д. Блур, Б. Барнс, С. Шейпин),
утверждающие, что оценка и выбор теории определяются социальными факторами, так
что сама процедура выбора должна быть объектом не когнитивного, а
социологического анализа.
В отечественной философии науки было
показано, что реализующаяся в реальном научном познании процедура выбора может
быть реконструирована рационально. Существуют парадигмально
независимые критерии оценки теорий. Во-первых, в теоретически нагруженных
экспериментальных результатах существует слой эмпирического знания, который, не
будучи свободным от теоретических привнесений, тем не менее
является теоретически нейтральным по отношению к конкурирующим теориям
(первичные экспериментальные результаты). Во-вторых, несмотря на действительную
историческую изменчивость методологических критериев оценки теорий, в них есть
некоторое кросс-парадигмальное содержание, которое
остается относительно неизменным, несмотря на смены парадигм, в связи с чем может выступать вспомогательной основой для объективной
оценки теорий.
В более широком смысле термин «выбор
теории» обозначает любую ситуацию в научном познании, в которой необходимо
отдать предпочтение одной из конкурирующих теорий. Описанная
выше конкуренция старой и новой фундаментальных теорий, возникающая в процессе
смены парадигм, является частным случаем этой более общей ситуации.
Поскольку теории могут разниться в эмпирическом, семантическом и
лингвистическом отношениях, возникают три типа ситуаций выбора.
Существуют различные подходы к
реконструкции осуществляющегося в данном случае выбора между теориями.
Когнитивные социологи настаивают на том, что выбор осуществляется на почве
социальных факторов. Представители аналитической философии в качестве критерия
выбора указывают на простоту, под которой понимался некий обобщенный
внеэмпирический критерий. В отечественной философии науки предполагается, что
оценка и отбор одной из теорий в данном случае осуществляется на почве ряда
методологических соображений, в том числе сравнительной простоты теорий,
принципов соответствия, принципиальной наблюдаемости и т.п.