Идея интеграции науки и образования нова для нашего
государства. Она была сформулирована почти три столетия назад, при создании в
России Академии наук, которая уже в то время была призвана осуществлять не
только научную, но и образовательную деятельность.
В сегодняшних условиях необходимость возрождения этой
идеи обусловлена следующим. В начале 90-х гг. XX века в связи с переходом России
на рыночный путь развития экономики наука и образование оказались в кризисной
ситуации. Эти сферы имеют целый ряд общих проблем и нередко испытывают одни и
те же трудности. Обе нуждаются в условиях, необходимых для нормального
функционирования.
В этой связи важно учитывать то, что наука и
образование в силу своей специфики органически связаны между собой и объективно
не могут существовать друг без друга. Наука обогащает образование новыми
знаниями, разрабатывает новые, прогрессивные методы обучения, а образование
служит источником, питающим науку молодыми кадрами. Вот почему решение многих
проблем развития научной и образовательной деятельности зависит от их
эффективного взаимодействия.
Хотя наука и высшее образование в нашей стране в
реальной жизни всегда развивались не изолированно друг от друга, на
государственном уровне формально они были разделены. Разделение этих видов
интеллектуальной деятельности имеет три аспекта: 1) институциональный
- законодательством РФ наука и образование рассматриваются как самостоятельные
виды деятельности; 2) организационно-структурный - наука и
образование, в том числе высшее профессиональное, являются самостоятельными
сферами государственного управления, каждая из которых имеет свою систему
учреждений, организаций и органов государственного управления (за исключением
федерального уровня, где эти сферы объединены в настоящее время в лице
Министерства науки и образования РФ); 3) правовой - каждая сфера регулируется
самостоятельной отраслью законодательства. Такое разделение, на наш
взгляд, обусловлено рядом объективных и субъективных причин, но оно же порождает много административных и правовых барьеров,
препятствующих дальнейшему развитию науки и образования и успешному выполнению
ими своих задач.
Дестабилизирующее воздействие на развитие науки и
образования оказали и продолжают оказывать негативные явления, сопутствующие
переходному периоду: а) социальная и экономическая нестабильность в обществе;
б) острый дефицит бюджетных финансовых средств; в) старение и несоответствие
материально-технической базы современным потребностям научной и образовательной
деятельности; г) устойчивая тенденция к уменьшению численности молодых кадров и
к сокращению контингента научных и научно-педагогических работников; д) падение социального
престижа профессии ученого и педагога вследствие низкого уровня оплаты труда и
слабой социальной защищенности этих категорий работников; е) несовершенство
нормативной правовой базы; ж) систематическое нарушение законодательства и
отсутствие эффективного контроля за его исполнением.
В первые
годы постсоветского периода государство пыталось решить общие проблемы науки и
образования дифференцированными методами, но такой путь, как известно, не
способствовал улучшению положения в этих сферах. Идея интеграции науки и
образования вновь возродилась именно в документах, регулирующих научную
деятельность. Указами Президента РФ от 13 июня
Названные акты стали правовым импульсом для принятия
ряда директивных документов по вопросам интеграции науки и образования и
определили юридические предпосылки для создания нормативно-правовой базы,
регулирующей общественные отношения в данной области.
Понятие "интеграция
науки и образования"
широко используется в директивных документах о государственной
научно-технической политике и политике в сфере образования, в законодательных,
и иных нормативных правовых и индивидуальных актах, в различных публикациях. Но
в теории государственного управления и административного права, а также на
законодательном уровне до сих пор не сформулировано научно обоснованное
определение данного понятия, отсутствует единый подход к его применению, то
есть четко не обозначен сам предмет правового регулирования.
Интеграция науки и образования будет
способствовать притоку молодежи в сферу исследований и разработок. Такое мнение
в ходе коллегии в Министерстве образования и науки РФ в четверг выразили
представители научного и образовательного сообществ. "Научные организации
сегодня практически утратили источники воспроизводства кадрового потенциала
из-за отсутствия притока молодых специалистов, а результаты их деятельности
почти невостребованы инновационной сферой", -
отметил в докладе директор Департамента государственной политики и инноваций
министерства Дмитрий Ливанов.
В настоящее время доля России на
мировом рынке высоких технологий не превышает 1%. По мнению разработчиков
доклада, это связано с резким сокращением финансирования научно-образовательной
сферы, а также отсутствием спроса на научную продукцию и высококлассных
специалистов.
Согласно статистическим данным,
количество организаций, занимающихся исследованиями и разработками, сократилось
в стране за 6 лет с 4 тысяч 137 до 3 тысяч 797. Основная причина оттока кадров
из сферы научных исследований и разработок - низкая зарплата.
По мнению разработчиков доклада,
интеграция науки и образования должна обеспечить повышение качества образования
и подготовки научно-технических кадров, повысить эффективность использования
бюджетных средств, активизировать взаимосвязь с бизнесом и процессы
коммерциализации результатов прикладных научных исследований и разработок.
Как отметил Ливанов, взаимодействие
ведущих ведущих
академических институтов и высших учебных заведений может осуществляться в
разнообразных формах: "от совместных научно-образовательных объединений до
испытательных центров и полигонов, технологических парков, научно-технических и
инновационных фирм".
"На первом этапе федеральные
исследовательские университеты могут определяться из числа ведущих вузов
страны, имеющих международный рейтинг и обладающих признанными научными
школами, собственной инфраструктурой и научно-экспериментальной базой", -
отметил Ливанов.
При этом, по
его словам, должно учитываться высокое качество и мультидисциплинарных
проводимых исследований.
Как напомнил на коллегии министр
образования и науки Андрей Фурсенко, в весеннюю
сессию Госдума рассмотрит законопроект о внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической
политике", а также в Закон об образовании и о высшем и послевузовском
образовании по вопросам интеграции.