16    Наука как признание и профессия (М. Вебер)

 

Данная работа представляет собой доклад (переведенный с  небольшими сокращениями), прочитанный Вебером зимой 1918 г. в Мюнхенском университете с непосредственной целью -- показать студентам, в чем состоит их призвание как будущих ученых и преподавателей.
     Однако,  по  существу,  выступление  Вебера  вышло  далеко  за  пределы намеченной  задачи и  превратилось в программную речь,  подводящую  итог его более чем  тридцатилетней  деятельности  в  области  политической  экономии, социологии,   философии  истории.   В  центре   доклада  оказались  проблема превращения духовной  жизни  в  духовное  производство  и  связанные  с этим вопросы  разделения труда  в  сфере  духовной деятельности,  изменения  роли интеллигенции  в   обществе,  наконец,   судьбы  европейского   общества   и европейской цивилизации, вообще.
     Такое "разрастание"  темы доклада  не случайно. Она  в известном смысле традиционна  для Германии: проблема  университета всегда выступала здесь как проблема воспитания в  широком  смысле  слова и тесно  взаимосвязывалась  не только с судьбой немецкой  нации и ее историей, но и с судьбами человеческой культуры вообще. Вспомним  знаменитые  лекции Фихте  "О назначении  ученого" (М.,  1935), в  которых  звучит пафос подлинно  религиозной  проповеди,  или гегелевские   университетские  речи  о  высокой  цене   науки,   открывающей человечеству свет истины.  В XX в. та же традиция находит свое продолжение в выступлениях  Теодора Литта и  Карла  Ясперса,  развивающих  мысль о великой воспитательной  роли  университета,  который   должен  служить  противовесом ограниченно-профессионального   понимания   образования,   характерного  для современности.  Речь  о  призвании  ученого  и  о  социальной  роли   науки, отождествлявшейся обычно с философией, звучала в устах немецких  профессоров не  только как их  теоретическое, но главным образом  как  мировоззренческое кредо. Так же прозвучала она и у Вебера.
     Высокая   оценка  роли   университета   в   Германки  тесно  связана  с протестантским   характером  религиозности  в  этой  стране:   протестантизм настолько рационализировал здесь духовную жизнь, настолько лишил религиозные отправления   культово-обрядового  характера,  что   речь   проповедника   в протестантской  церкви мало  чем  отличалась  от речи  профессора  немецкого университета. Более  того,  именно протестантизм сделал  возможным тот факт, что немецкая философия  во  многих  отношениях смогла  взять на  себя  роль, которую  в католических странах играла церковь; отсюда  и громадное значение воспитательной роли философии и науки вообще, то есть университета.
     Другое  обстоятельство,  обусловившее программный характер  выступления Вебера  связано  с  тем,  что  он  затронул здесь больную  тему  XX в. – об изменении  роли  науки  и связанном  с  ним изменении  общественного статуса ученого.  Логика  самого  вопроса  привела Вебера  к необходимости  показать перемены в  европейской  духовной  культуре вообще, которые  наметились  уже давно,  но только в XX в. стали очевидными для всех  тех, кто вышел за рамки установившихся традиционных представлений.
 «Протестантская этика и дух капитализма» (нем. Die protestantische Ethik und der «Geist» des Kapitalismus, 1905) — произведение Макса Вебера.
Возникновение капиталистической системы в этой работе связывается немецким ученым с Реформацией, с появлением протестантских течений в христианстве, с их особым отношением к трудовой и предпринимательской деятельности; протестантский религиозно-этический комплекс, по мнению немецкого экономиста, обеспечивает формирование трудолюбия, бережливости, честности, расчетливости. Макс Вебер отмечает «несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей».
Книга включает 2 части (5 глав):
Постановка проблемы (Предварительные замечания и 3 главы); 
Профессиональная этика аскетического протестантизма (2 главы).